Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Демченко

Демченко Александр Иванович

SDC15035.JPG


Демченко Александр Иванович – музыковед, доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории (академии) им.Л.В.Собинова, Саратовского государственного университета, Саратовского государственного социально-экономического университета и Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М.Ростроповичей, действительный член (академик) Российской академии естествознания, действительный член (академик) Европейской академии естествознания, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования, почётное звание «Основатель научной школы», член Союза композиторов и Союза журналистов РФ, инициатор создания и член редакционной коллегии общероссийского журнала «Проблемы музыкальной науки», председатель объединённого докторского диссертационного совета при Саратовской консерватории и член диссертационного совета при Ростовской государственной консерватории им.С.В.Рахманинова, лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую музыковедческую работу (1974), Знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2001), лауреат Всероссийского конкурса на лучшее учебно-методическое пособие (2009), Золотая медаль им.В.И.Вернадского за успехи в развитии отечественной науки (2009).

Родился в 1943 году в Москве. Закончив дирижёрско-хоровое отделение Псковского музыкального училища, поступил в Белорусскую консерваторию (г.Минск) по классу композиции. Прервав занятия после II курса, профессионально занимался журналистикой и литературным трудом, много ездил по стране. Возобновив занятия, теперь уже на музыковедческом отделении Саратовской консерватории, совершенствовался затем в аспирантуре Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.Н.Раабен) и в докторантуре Московской консерватории (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Е.Б.Долинская). По окончании Саратовской консерватории работает в ней с 1974 года.

Основной круг научных интересов долгое время был связан с отечественной музыкой ХХ века. Первым серьёзным трудом в данном направлении была монография о творчестве С.Слонимского, отмеченная премией Всесоюзного конкурса на лучшую музыковедческую работу (1974). Со временем в орбиту исследований вошли все более или менее примечательные явления и имена (И.Стравинский, С.Прокофьев, Н.Мясковский, Д.Шостакович, Г.Свиридов, Р.Щедрин, А.Шнитке, Б.Тищенко, В.Гаврилин и многие другие). Помимо русских авторов постоянно обращался и к творчеству тех, кого ныне относят к так называемому ближнему зарубежью (М.Чюрлёнис, Н.Леонтович, У.Гаджибеков, А.Хачатурян, К.Караев, О.Тактакишвили, А.Тертерян, Г.Канчели, Э.Бальсис, В.Тормис, А.Пярт и т.д.). Итоговыми в этой области стали монографические труды «Вокально-хоровые жанры в русской музыке 1950–1970-х годов», «Очерки истории русской музыки ХХ века», «Отечественная музыка ХХ века».

На протяжении ряда лет самое пристальное внимание было обращено к периоду рубежа и начала ХХ века, как ключевому, переломному моменту эволюции художественной культуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать круг статей по различным вопросам, связанным с данным историческим этапом: «1890–1920-е годы как единый переходный период в развитии отечественной музыки», «На рубеже столетий», «В преддверии нового», «Чайковский и ХХ век», «У истоков отечественного музыкального неоклассицизма», «На заре ХХ века», «“Колокола” Рахманинова как социально-психологический феномен», «Симфония перепутья (О Пятой симфонии Мясковского)», «“Микромир” в русской музыке начала ХХ века», «Жанр фольклорной обработки в музыкальном искусстве России начала ХХ века», «Феномен “язычества” в русской музыке начала ХХ века», «Племя младое, незнакомое…», «Фольклоризм и проблема хронотопа в творчестве Комитаса», «В едином потоке времени» и т.п. Своё завершение эти искания нашли в монографиях «Оперы З.Палиашвили», «Отечественная музыка начала ХХ века», «Картина мира в музыкальном искусстве Росии начала ХХ столетия».

Влечение к постижению музыкальной классики обнаружил ещё на студенческой скамье, когда выполнил две весьма объёмистые «штудии» – «Драматургические особенности оперы Даргомыжского “Каменный гость”» и «Архитектонические процессы в сказочных операх Римского-Корсакова». Влечение это не остывало и впоследствии, только временами оттесняемое на второй план обращением к остроактуальным пластам художественного творчества. Не считая многочисленных статей и этюдов, с наибольшей явственностью об этом говорят четыре обстоятельные труда, которые носят резюмирующий характер: «Периодизация европейской музыки и закономерности её эволюции», «Европейская музыка второй половины XVIII столетия», «Европейская музыка первой половины XIX столетия» и «Всеобщая история музыки» (учебное пособие для гуманитарных вузов и колледжей). В настоящее время ведётся работа над большими сериями «Классики зарубежной музыки» и «Классики отечественной музыки». К тому же, опыт педагога находит своё отражение в издании цикла брошюр под общим названием «Лекции по истории музыки».

Сосредоточивая свои усилия главным образом на изучении различных сторон музыкально-исторического процесса, исследовал попутно и ряд общеэстетических проблем (к примеру, в очерках «О трагическом в музыке», «Категория эпического в музыкальном искусстве»). Сквозной среди них можно назвать теорию романтизма как в его типологическом целом, так и в его классической фазе развития в первой половине XIX столетия, чему посвящено свыше десятка статей (одна из них – «Essentia и existentia романтического менталитета») и три монографии («Система романтических качеств в европейской музыке 1810–40-х годов», «Романтическое движение в русской музыке второй половины ХХ века», «Взаимодействие романтизма и реализма как принцип развития искусства).

Разработал концепционный метод музыкально-исторического анализа, суть которого состоит в том, что во главу угла ставится выявление образно-смыслового содержания и все компоненты (от общеисторических сведений до технологических выкладок) подчиняются его раскрытию. Иными словами, целью данного аналитического метода являются не средства выразительности, а собственно выразительность, то есть образ, характер, идея, концепция, возникающие на основе использования определённых средств. Подробное рассмотрение названного метода с обилием разноплановых образцов содержится в учебном пособии «Концепционный анализ избранных произведений отечественной музыки начала ХХ века» (во втором, переработанном издании – «Концепционный метод музыкально-исторического анализа»). В большинстве своих работ стремится неукоснительно следовать данному методу – в этом отношении особенно показательна монография «Балет И.Стравинского “Весна священная” (Опыт концепционного анализа)».

Никогда не замыкался в сфере сугубо музыковедческих вопросов, время от времени обращаясь даже к специальным разысканиям в различных отраслях гуманитарного знания – эстетика, философия, экономическая наука (большие монографические очерки «О свободе художественного творчества», «О стадиальности в развитии мировой философской мысли», «Искусство и экономика»), а также в сфере литературоведения (развёрнутые эссе о творчестве Гёте, Пушкина, Фейхтвангера и некоторых других). С начала 1990-х годов свои основные усилия нацелены на освоение мировой художественной культуры, рассматриваемой в максимальном объёме. В её изучении внедряет принципы комплексного подхода, состоящие в следующем: 1) восхождение от региональной специфики и локальных особенностей к выявлению общего, магистрального в развитии мирового художественного процесса, взятого в его интернациональном охвате; 2) преодоление традиционных барьеров между различными видами искусства, а внутри них преодоление рубрикации по родам и жанрам; 3) последовательное движение по историческим периодам с синхронизацией различных ареалов цивилизации. Этот метод художественных исследований «единым потоком» впервые удалось реализовать в конспекте-программе, а затем в вузовском курсе и учебном пособии «История мировой художественной культуры». Отдельными изданиями вышли брошюры серии «Лекции по культурологии и мировой художественной культуре» и книги «Барокко», «Романтизм». В настоящее время работает над фундаментальным многотомным исследованием «Вселенная слова, цвета, звука (История мировой художественной культуры)», в котором все виды искусства рассматриваются в их эволюции от истоков до наших дней, и параллельно этому – над «Художественной энциклопедией (Литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр и кино)».

Признан одним из ведущих отечественных музыковедов, его труды последнего десятилетия открывают новое научное направление – всеобщее (универсальное) искусствознание, подготовил более 30 кандидатов и докторов наук, автор свыше 400 научных публикаций и около 100 книг и брошюр.

При всей интенсивности научных занятий поддерживает высокую активность и разносторонность художественно-просветительской деятельности. Как музыкальный критик, заявил о себе в 1962 году и ныне его «послужной список» насчитывает свыше 900 статей и рецензий в местной и центральной прессе, не менее 300 выступлений по радио и телевидению (в том числе Всесоюзному и Российскому). Музыкальная жизнь, композиторское творчество и исполнительская культура Саратова постоянно находится в поле его зрения: трудно назвать какой-либо местный творческий коллектив или видного музыканта, которому не были бы посвящены его статьи, рецензии, критические обзоры. Многократно откликался на творчество коллег по Саратовской композиторской организации – композиторов Е.Бикташева, А.Бренинга, Е.Гохман, В.Ковалёва, В.Кривилёва, Ю.Массина, О.Моралёва, М.Симанского, Б.Сосновцева, музыковедов Б.Манжоры, Л.Христиансена и многих других. В книгах и статьях, адресованных широкому читателю, придерживается таких качеств, как доброжелательность и искренний интерес к объекту разговора, стремление поддержать всё ценное и значительное, вдумчивый анализ и способность схватить глубинную суть явления, а также квалифицированность профессиональных оценок, нестандартность подачи материала, яркий литературный язык. Своего рода итогом этой деятельности стали брошюры и книги о композиторах Е.Гохман и Ю.Массине, певце Л.Сметанникове, пианисте Л.Шугоме, балерине Л.Телиус, а также сводные работы «Саратовские пианисты», «Музыкальная культура Саратова», «Два столетия музыкального искусства Саратова», соответствующие статьи в «Энциклопедии Саратовского края».

С 1970 года начал работу в качестве лектора и с тех пор провёл около 400 встреч с самой различной аудиторией. Помимо Саратова и городов Саратовской области неоднократно выезжал с выступлениями в другие регионы страны (Москва, Петербург, Минск, Харьков, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Астрахань, Чебоксары, Ростов-на-Дону, Оренбург, Тамбов и т.д.). Тематически круг его лекций и вступительных слов к концертам охватывает едва ли не абсолютный спектр музыкального искусства – во всех исторических стадиях и национальных проявлениях. В своём слове о музыке стремится к содержательной наполненности, серьёзности обобщений, нетрафаретности лексики и вместе с тем живости, доходчивости в изложении материала, к дифференциированному подходу в зависимости от конкретного состава слушателей.

С 1996 года на базе Саратовской универсальной научной библиотеки провёл художественно-познавательный цикл «Панорама столетий (История мировой художественной культуры от истоков до ХХ века)», продолжавшийся свыше шести лет. С 1997 года начал распространение этого популяризаторского цикла в другие города области и за её пределы (Тамбов, Оренбург, Ростов-на-Дону и т.д.). С 2002 года началась реализация нового «сериала», рассчитанного на долговременную перспективу, – «Энциклопедия искусств (Художественные стили, школы и направления)».

Как педагог, вот уже около тридцати лет ведёт в Саратовской консерватории различные предметы музыкально-исторического цикла (преподавать здесь начал ещё будучи студентом, с 1971 года). Неизменной задачей для себя ставит соединение тщательного анализа специфических возможностей музыкального искусства с раскрытием его общечеловеческой сущности, сочетание историзма с вниманием к тому, что диктует актуальное состояние общества. Ищет нестандартные подходы, практикует проблемные формы обучения, стремясь пробудить в студентах самостоятельность суждений и оценок, заботясь о максимальном расширении их познавательных горизонтов. Многократно апробировал различные методики преподавания, постоянно обновляет содержание читаемых курсов. С лекциями, консультациями и в качестве председателя государственной аттестационной комиссии выезжает в музыкальные училища Саратовской и других областей, в музыкальные вузы страны (Ростовская консерватория, Тамбовский музыкально-педагогический институт, Оренбургский, Волгоградский и Северо-Кавказский институты искусств и т.д.).

Свойственный ему общественный темперамент нашёл своё выражение в организации и проведении фестивалей (самый крупный из них – фестиваль отечественной музыки прошлых лет «Ретроспектива»), больших концертных циклов (например, цикл молодёжных музыкальных вечеров), авторских встреч (А.Петров, С.Слонимский, Б.Тищенко, Б.Кравченко, В.Бибик, О.Тактакишвили, Г.Канчели, А.Тертерян, саратовские композиторы), вечеров различной тематики (в том числе посвящённых Н.Некрасову, А.Блоку, М.Цветаевой), концертных исполнений и телепостановок оперных спектаклей. Выступает также как автор либретто ряда произведений для музыкального театра (в том числе опер Е.Гохман «Цветы запоздалые», «Мошенники поневоле» и её балета «Гойя»), а также в качестве сценариста, художественного руководителя и режиссёра-постановщика видеоварианта названных опер Е.Гохман (впервые в практике Саратовского телевидения). Автор ряда музыкальных сочинений (песни, вокальные циклы и кантаты, пьесы и сонаты для фортепиано, композиции для камерных ансамблей различных составов, «Прелюдия, скерцо и постлюдия для симфонического оркестра») и литературных произведений (стихи, два сборника новелл, повести, романы «Вендетта по-абхазски», «Перевёрнутый мир»).